Глоссарий

  • Психология (Psychology): Наука, изучающая ментальные процессы и поведение человека.
  • Психотерапия (Psychotherapy): Процесс лечения и помощи людям, страдающим психическими проблемами, через диалог и различные техники.
  • Пациент/Клиент (Patient/Client): Человек, обращающийся к психологу или психотерапевту для консультации или лечения.
  • Психиатр (Psychiatrist): Врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических заболеваний, который может назначать лекарственные препараты.
  • Психолог (Psychologist): Специалист, изучающий психологию и работающий в различных областях, включая клиническую, социальную, организационную и др.
  • Диагноз (Diagnosis): Определение психического или психологического состояния пациента на основе симптомов и характеристик.
  • Терапевтическая сессия (Therapeutic Session): Встреча пациента и психотерапевта для обсуждения проблем и работы над психическими состояниями.
  • Психические расстройства (Mental Disorders): Классификация патологических состояний, включающая депрессию, тревожные расстройства, шизофрению и другие.
  • Анамнез (Anamnesis): История жизни и заболеваний пациента, важная для оценки психического состояния.
  • Аутизм (Autism): Расстройство развития, которое проявляется проблемами в общении и социальном взаимодействии.
  • Самооценка (Self-esteem): Оценка и ощущение собственной ценности и компетенции человеком.
  • Стресс (Stress): Ответ организма на физические или эмоциональные переживания, связанные с требованиями окружающей среды.
  • Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence): Способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
  • PTSD (Post-Traumatic Stress Disorder): Посттравматическое стрессовое расстройство — психическое состояние, развивающееся после травматического события.
  • ADHD (Attention Deficit Hyperactivity Disorder): Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство, характеризующееся проблемами с концентрацией и избыточной активностью.
  • OCD (Obsessive-Compulsive Disorder): Расстройство, характеризующееся навязчивыми мыслями и компульсивными действиями.
  • CBT (Cognitive-Behavioral Therapy): Когнитивно-поведенческая терапия — форма психотерапии, которая фокусируется на изменении мышления и поведения.
  • DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders): Диагностический и статистический руководство по психическим расстройствам — система классификации психических заболеваний.
  • «Абреакция» (Abreaction) — высвобождение подавленных эмоций и чувств клиентом во время психотерапии.
  • «Катарсис» (Catharsis) — очищение и освобождение от негативных эмоций или эмоциональное облегчение, которое может произойти в результате процесса психотерапии.
  • «Поле эксперимента» (Field of Experiment) — момент в психотерапии, когда психолог предлагает клиенту новый опыт или переживание для исследования и работы с проблемами.
  • «Концептуализация случая» (Case Conceptualization) — психологическая модель, которая помогает понять и объяснить психические проблемы клиента и выбрать подходящие методы лечения.
  • «Зонa ближайшего развития» (Zone of Proximal Development) — термин, введенный Левом Выготским, который относится к уровню задачи, которую ребенок может решать с помощью взрослого или опытного человека.
  • «Синдром выгорания» (Burnout Syndrome) — состояние истощения и усталости у психолога или психотерапевта, обычно вызванное чрезмерной работой и эмоциональными требованиями профессии.
  • «Интеграция тела и ума» (Body-Mind Integration) — работа с пониманием и улучшением связи между физическим и психическим состоянием человека.
  • «Транзакционный анализ» (Transactional Analysis) — психотерапевтический подход, ориентированный на изучение взаимодействий и коммуникации между людьми.
  • «Холономный» (Holonomic) — подход, при котором клиент и его проблемы рассматриваются в контексте всей его жизни и окружающей среды.
  • «Фокусирование» (Focusing) — техника, которая помогает клиенту углубиться в свои эмоции и ощущения для получения понимания и осознания проблем.
  • «Трансгенерационный» (Transgenerational) — относящийся к влиянию предыдущих поколений на жизнь и поведение клиента.
  • «Травматическое воспоминание» (Traumatic Memory) — память о травматическом событии, которое может влиять на эмоциональное состояние и поведение человека.
  • «Репертаризация» (Reperterization) — процесс анализа и классификации поведенческих шаблонов и стратегий, которые использует клиент для решения проблем.
  • «Самоактуализация» (Self-Actualization) — концепция развития личности, впервые предложенная Абрахамом Маслоу, означающая стремление каждого человека к реализации своего потенциала и личностного роста.
  • «Задача созревания» (Maturity Task) — психологическая задача, стоящая перед человеком в определенном периоде жизни, которую необходимо успешно решить для развития зрелости.
  • «Ограничивающие убеждения» (Limiting Beliefs) — негативные или недостоверные убеждения о себе или окружающем мире, которые могут влиять на поведение и самооценку.
  • «Реактивное противостояние» (Reactance) — протестное или неприемлющее отношение клиента в ответ на ограничения или попытки контроля со стороны психолога.
  • «Интегративный подход» (Integrative Approach) — подход в психотерапии, объединяющий различные теории и методы лечения для достижения наилучшего результата.
  • «Десенсибилизация» (Desensitization) — техника, используемая в терапии для снижения или преодоления фобий или страхов путем постепенного введения клиента в ситуации, вызывающие эмоциональную реакцию.
  • «Погружение» (Immersive Technique) — практика, при которой психотерапевт активно включается в мир клиента, чтобы понять его опыт и переживания.
  • «Сенсорно-моторная амнезия» (Sensory-Motor Amnesia) — утрата связи или сознания тела с некоторыми движениями или чувствами, что может влиять на поведение и блокировать определенные эмоции.
  • «Неразрешенное» (Unresolved) — относится к эмоциональным или травматическим событиям, которые остаются необработанными или неосознанными и могут оказывать влияние на жизнь клиента.
  • «Рефрейминг» (Reframing) — изменение или переформулирование ситуации, проблемы или восприятия клиентом для получения новой, более конструктивной перспективы.
  • «Когнитивные искажения» (Cognitive Biases) — систематические ошибки мышления, которые могут искажать восприятие реальности, например, чрезмерная обобщенность или фильтрация информации.
  • «Позитивная психология» (Positive Psychology) — подход к психологии, который акцентирует внимание на развитии человеческих сильных сторон, счастье и благополучие.
  • «Ролевое переключение» (Role Switching) — техника, используемая в психотерапии, когда клиент играет роль другого человека или ставит себя на место другого, чтобы лучше понять ситуацию или свои чувства.
  • «Эго-стэйты» (Ego States) — различные части личности, которые существуют в каждом человеке и проявляются в разных ситуациях.
  • «Когнитивные перекосы» (Cognitive Distortions) — искажения в мышлении, которые могут приводить к неправильной интерпретации событий и создавать негативные эмоции.
  • «Эмоциональный регулятор» (Emotional Regulator) — способность регулировать и контролировать свои эмоции и реакции на события.
  • «Корреляция не означает причину» (Correlation Does Not Imply Causation) — принцип, что наличие статистической связи между двумя переменными не обязательно означает, что одна из них вызывает другую.
  • «Метакоммуникация» (Metacommunication) — общение, которое касается процесса общения, а не только содержания сообщения, например, обсуждение с клиентом его реакций на терапию.
  • «Субъектно-объектная дихотомия» (Subject-Object Dichotomy) — различие между «Я» как субъектом и окружающим миром как объектом, изучаемое в психологии и философии.
  • «Саморегуляция» (Self-Regulation) — способность контролировать свои мысли, эмоции и поведение в соответствии с внутренними и внешними требованиями.
  • «Дистресс» (Distress) — состояние душевного страдания или дискомфорта, возникающее из-за психологических проблем.
  • «Дифференциация» (Differentiation) — процесс разделения или выделения различий между своими чувствами и чувствами других людей.
  • «Клиент» (Client) или «клиентка» (Clienta) — вместо «пациент» или «пациентка» используют термин «клиент» для обозначения человека, обращающегося за помощью.
  • «Граничник» (Borderline) — относится к пациентам с особым типом психического расстройства, таким как расстройство личности, которое обычно сопровождается нестабильностью в отношениях и настроениях.
  • «Бернутся» (To Burn) — означает чрезмерную эмоциональную перегрузку или переутомление психолога от работы с клиентами.
  • «Супервизия» (Supervision) — это форма профессиональной поддержки, когда один психолог получает руководство и обратную связь от более опытного коллеги.
  • «Рефрейминг» (Reframing) — это техника, используемая в психотерапии для переформулирования проблемы или ситуации с целью изменить восприятие и понимание клиентом.
  • «Когнитивный искажения» (Cognitive Distortions) — названия типов ошибочного мышления, таких как чрезмерная генерализация или черно-белое мышление.
  • «Внутренний ребенок» (Inner Child) — используется для обозначения чувств, эмоций и опыта, связанных с детством, которые могут влиять на поведение и эмоциональное состояние взрослого.
  • «Трансфер» (Transference) и «контртрансфер» (Countertransference) — относятся к процессу переноса эмоциональных реакций клиента на психолога и наоборот.
  • «Инсайт» (Insight) — понимание и осознание клиентом собственных эмоций, поведения и проблемных шаблонов.
  • «Сохраняющие факторы» (Protective Factors) — ресурсы и поддерживающие аспекты в жизни клиента, которые помогают справляться с трудностями и предотвращают развитие психических проблем.
  • «Эго-состояния» (Ego States) — используется в контексте трансакционного анализа для обозначения различных аспектов личности, которые проявляются в разных ситуациях.
  • «Анамнез» (Anamnesis) — медицинская история или история жизни пациента, которая предоставляет информацию о прошлых событиях и состоянии здоровья.
  • «Транс» (Trance) — состояние сознания, при котором пациент находится в измененном состоянии восприятия и понимания.
  • «Деидентификация» (Deidentification) — процесс отделения человека от своих проблем и личности, чтобы облегчить их рассмотрение и решение.
  • «Эмпатия» (Empathy) — способность понимать и переживать чувства и опыт другого человека.
  • «Аутентичность» (Authenticity) — искренность и открытость психолога во взаимодействии с клиентом.
  • «Проекция» (Projection) — перенос собственных чувств, мыслей или характеристик на другого человека.
  • «Психосоматика» (Psychosomatics) — взаимосвязь между психологическим состоянием и физическим здоровьем.
  • «Фиксация» (Fixation) — задержка развития на определенном этапе, как в теории развития Зигмунда Фрейда.
  • «Хранитель» (Gatekeeper) — психологический механизм, который защищает пациента от неприятных или болезненных мыслей и чувств.
  • «Подавление» (Suppression) — осознанное сдерживание мыслей, эмоций или воспоминаний.
  • «Социальное дистанцирование» (Social Distancing) — отдаление или избегание интимных отношений во избежание близости или конфликтов.
  • «Контейнмент» (Containment) — психотерапевтический процесс, направленный на поддержание и безопасное удержание чувств и эмоций клиента.
  • «Переживание» (Processing) — обработка и осмысление эмоциональных или травматических событий клиентом.
  • «Трансформация» (Transformation) — процесс изменения отрицательных мыслей, эмоций или поведения на более позитивные и адаптивные.
  • «Активация» (Activation) — активизация ресурсов и внутренних механизмов, чтобы помочь клиенту справиться с проблемами.
  • «Психосоциальная история» (Psychosocial History) — анализ факторов, влияющих на жизнь и психическое состояние клиента, таких как семейная ситуация, образование, работа и т. д.
  • «Конфронтация» (Confrontation) — представление клиенту информации или выводов, которые могут помочь ему осознать проблемы и искать решения.
  • «Эго-интеграция» (Ego Integration) — процесс объединения различных аспектов личности для формирования единого и цельного «Я».
  • «Фидбек» (Feedback) — обратная связь, которую психолог дает клиенту относительно его поведения или процесса психотерапии.
  • «Ассоциации» (Associations) — свободное высказывание мыслей или слов, которые возникают у клиента в ответ на определенные стимулы или вопросы.
  • «Конструктивный отрицательный фидбек» (Constructive Negative Feedback) — предоставление конструктивных замечаний или критики клиенту с целью его роста и развития.
  • «Двойственные сообщения» (Double Messages) — противоречивые высказывания или поведение, которые могут создавать конфликт и недопонимание у клиента.
  • «Транзакция» (Transaction) — обмен информацией и эмоциями между психотерапевтом и клиентом в рамках трансакционного анализа.
  • «Репертоар» (Repertoire) — разнообразие и доступность адаптивных стратегий и поведения у человека.
  • «Психосоциальные факторы» (Psychosocial Factors) — социальные, культурные и психологические аспекты, которые влияют на психическое состояние и поведение клиента.
  • «Акцентуация характера» (Character Accentuation) — усиление определенных черт характера, что может привести к развитию патологических состояний.