Самой яркой чертой нашего времени является стремительное вхождение новых информационных технологий во все отрасли нашей жизни.

Компьютер так прочно вошел в наш быт, что наверняка крайне сложно найти квартиру, в которой бы его не было. И нас приводит в восхищение и в недоумение, насколько наши дети легко усваивают все сложности этих новых технологий. С помощью этой привлекательной игрушки, коей является для детей компьютер, наше новое поколение познает новое, усваивает некие навыки, ребенок развивается.

И все же, подавляющее большинство родителей желали бы, чтобы в жизни их ребенка компьютер, планшет или смартфон занимал как можно меньше времени. Зачем излишне нагружать нервную систему, напрягать глаза, уноситься в какие –то виртуальные дали, когда лучше всего выйти во двор и побегать с друзьями.

Однако, стоит разобраться — так ли страшны гаджеты для организма ребенка, для его психики, как рисуют себе взрослые. А может, пора развенчать миф о том, что компьютер, это только зло и ничего, кроме вреда принести не в состоянии.

Начнем с того, что у компьютера сидит вся Европа, то есть, люди, которые крайне скрупулезно относятся к своему здоровью. Ни одна страховая компания (а они на Западе имеют солидный вес) не поддержала бы повсеместную компьютеризацию, если бы ей грозило выплачивать на здоровье своих клиентов бешеные суммы.

Поэтому целые институты трудились над вопросом — как игры влияют на человека, на его личностные особенности. Исследования показали, что их вредоносность слишком преувеличена. 

Но даже лекарство исцеляет что-то одно, нанося вред чему-то другому. Так и компьютерные игры — они не могут оказывать только положительное воздействие. Есть и минусы. Однако, плюсов намного больше, но вот взрослые этого замечать не спешат.

Мы понимаем, что полностью погружаться в виртуальную реальность ребенку категорически нельзя. Но и ставить преграду перед ребенком и виртуальностью не следует. Нужно просто грамотно использовать новые технологии.

Минусы компьютерных игр

Недостатки компьютерных игр знают многие, но не лишне будет их напомнить:

  • Виртуальная реальность не всегда оказывает исключительно положительное влияние на ребенка. У каждой игры есть свои особенности, которые могут отрицательно воздействовать на развитие волевых, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств;
  • после увлечения играми ребенку бывает крайне сложно общаться с реальными людьми, да и переносить себя в реальность ребенку сложно. Это объясняется тем, что эмоции в играх, у персонажей, не настоящие. Некоторые, весьма обычные действия там могут вызывать необыкновенный восторг, а вот потеря друга или «близкого» человека может пройти незамеченной. В играх совершенно нет возможности сопереживания, нет возможности распознать чужую боль, переживания, игры это не воспитывают, у них другие задачи;
  • если дети слишком много времени проводят за компьютерными играми, им не надо учиться завязывать настоящие связи — там все продумано за них. Ребенок заходит в игру, где уже есть определенный набор игроков. И эти игроки действуют по определенным правилам. С ним и не нужно знакомиться, не надо ссориться, мириться, не надо считаться с их временем, желанием, с их взглядами. А в жизни все по-другому;
  • нельзя списывать со счетов и такие отрицательные последствия, как расстройство памяти, ухудшение зрения, нарушение осанки, нарушение сна;
  • явным минусом является повышенная возбудимость ребенка, доходящая до агрессивности;
  • нарушаются связи между друзьями и ребенком, между детьми и родителями, ребенок перестает слушаться, родители теряют контроль над своим чадом;
  • наверное, каждый родитель замечает психологическую зависимость своего ребенка от таких игр.

В таких случаях компьютер превращается из помощника в первого врага. Но обязательно нужно сказать, что к таким результатам приводит бесконтрольное просиживание ребенка возле монитора и полное отсутствие хоть какого-то компьютерного режима.

Плюсы компьютерных игр

Стоит напомнить и положительные факторы.

Это:

  • под действием компьютерных игр развивается мышление — множество игр основано именно на логическом мышлении, на анализе, обобщении. Именно в играх дети легко начинают решать сразу несколько задач, причем, даже в тех случаях, когда эти задачи друг другу противоречат. Такое качество можно наблюдать лишь у взрослых. Развитие маленьких игроков идет намного быстрее, чем развитие его сверстников, которые не увечены играми. Дети прекрасно планируют, предугадывают и прогнозируют свои действия, строят многоступенчатые планы и понимают, какого результата они достигнут при том или ином действии;
  • развивается внимание — в играх всегда развивается не только внимание, но и его скорость переключения, возможность быстро реагировать на то или другое действие. Ведь все «стрелялки», «бродилки», «квесты» базируются именно на этом. В них малыш за какую-то единицу времени усваивает максимальный объем информации;
  • оттачиваются филологические навыки — зрительная память, мелкая моторика тоже развивается при компьютерных играх. А известно, что мелкая моторика напрямую связана с речью человека — чем лучше моторика, тем быстрее дети начинают говорить, и тем богаче речь;
  • у родителей есть тревога по поводу того, что при играх резко падает зрение. Однако, мало, кто знает, что во многих играх зрение только тренируется. Взять, хотя бы, игры, где герои действуют в темноте. Нужно сильно тренировать зрение, чтобы их разглядеть, следить за ними, проводить ответные действия;
  • развивается умение ориентироваться в пространстве. В игре ребенок ограничен экраном. А это значит, что при поступлении в школу ребенок уже может спокойно ориентироваться на листе. Он будет без проблем видеть строчки, правильно располагать рисунки и чертежи, грамотно вести записи в тетрадях;
  • развивается правильное понимание своих сил, ведь при выборе игры ребенок останавливает свой выбор на той, которая ему под силу. Развивается уверенность, ведь каждое прохождение очередного этапа приносит удовлетворение и уверенность в собственных возможностях;
  • дети учатся добиваться своих целей, развивается упорство. Вряд ли какое-то еще занятие заставит ребенка повторять одно и то же действие для получения нужного результата, если не компьютерные игры;
  • компьютер лучше всего подойдет для всесторонней подготовки ребенка к школе. Причем проходить это будет весело и не утомительно. А все, что предлагается в игровой форме, намного быстрее и лучше усваивается;
  • игры помогут расширить кругозор. Дети, которые никогда вживую не видели некоторых зверей и даже обычных коров, уток, овец, могут в играх не только их увидеть, но и узнать, какие звуки они издают, какие у них особенности, где проживают и другие характерные особенности;
  • играми можно великолепно мотивировать непослушного малыша. Если родители умеют договориться, то ребенок с удовольствием будет идти на любые уступки, чтобы получить заслуженную награду, либо, наоборот, наказание, если он отказывается что-то выполнять;
  • у детей, так же как и у взрослых за день накапливается ненужное нервное напряжение, у них так же есть стрессы, расстройства, неприятности. А избавиться от всей этой отрицательной энергетики поможет игра. Взрослые и сами это знают, ведь не зря же у компьютерных игр столько поклонников среди мужчин и женщин в солидном возрасте.
Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

И все же, сколько бы положительных качеств не оттачивали компьютерные игры, нужно помнить, что они не должны стать основным занятием ребенка. Если чередовать компьютер с настольными развивающими играми, с играми на свежем воздухе, с общением между родителями и сверстниками, тогда удастся избежать всех минусов, а гаджеты станут настоящими помощниками для родителей.

Мои статьи

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Люди — отрицатели, можно ли с ними жить, если они не понимают твою реальность?

Кто они, твои антиподы?
Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Боимся ли мы взрослеть?

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Надо — это всегда чье-то Хочу…

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Один на один с самим собой!

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Не теряйте вкуса к жизни!

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Зачем люди лезут в чужую жизнь?

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Почему хочется ото всех сбежать, обо всем забыть и бросить все дела?

«Кризисное» состояние»
Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Как стать эффективнее в 240 раз? Эксперимент «Надежда»

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Хватит намеков! Мужчинам нужно говорить прямо!

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Хотите сделать кому-то приятно? лучший способ — совершить хороший поступок

Творите добро
Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Почему я не верю в гороскопы и вам не советую?

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Наша жизнь это не только постоянная гонка. Постарайтесь жить медленнее

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Одинокий человек — это несчастный человек? Не совсем так…

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Синдром «отшельника». Как жить с таким человеком?

Дети и компьютерные игры: за и против. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Пустое позитивное мышление — это полнейшая чушь. О токсичном позитиве.