Наблюдая за достижениями нашей школы, мне захотелось сравнить особенности образовательной системы двух наших стран. Понять, какие факторы в обучении помогают воспитать столь умных детей. Есть ли вещи, которые мы можем перенять и применить в нашем образовании? Давайте посмотрим.

Японская образовательная система имеет достаточно продуманное устройство. Так, школьное образование в этой стране возможно получить не только в муниципальных учреждениях, но и в частных школах или их аналогах при университетах. При этом зачастую к школам прикреплены детские сады, поэтому в первый класс дети приходят уже познакомившись.


Учёба и отдых


Школьники в Японии начинают учиться с апреля, и их ожидает весьма напряжённый процесс обучения. В этой стране нет чёткого понятия учебной недели, преподавательский состав разрабатывает и подстраивает график в зависимости от программы обучения. Школьники могут заниматься и 5, и 6, и 10 дней подряд без выходных, а потом им дают 1-2 дня отдыха и снова в школу. Однако с течением времени нагрузка лишь возрастает и выходных становится всё меньше. В Японии достаточно часто возникает ситуация, когда у взрослых выходные есть, а дети продолжают учиться.

Кстати, и с выходными не всё так просто. Обычно у многих школьников, большая часть свободного времени занято дополнительными занятиями. Отчасти подобный напряжённый режим компенсируется системой друг-учитель, которую старательно культивируют в стране.

Официальные обращения, поклоны и тому подобный официоз обязательны только на школьных мероприятиях/праздниках. А так учителя достаточно часто ходят с детьми в походы, на пикник и могут участвовать в других внешкольных событиях совместно. Учителя могут слать открытки поздравления своим ученикам, а вот дети не могут послать открытку своему учителю — строго запрещено.


Каникулы у ребят конечно же тоже есть. Впервые, хоть и достаточно короткие, они наступают в начале мая, это знаменитая Золотая неделя. После дети усиленно учатся вплоть до июля, в последних числах которого и до конца августа включительно опять можно отдохнуть. Данный временной отрезок выбран далеко не случайно, именно на него приходится наибольшая летняя жара, когда сидеть в школьных классах было бы сущим наказанием.


После этого школьники получают выходной на день Рождения Императора — 24 декабря. А 25 надо вновь отправляться в школу, но только для получения полугодовых оценок. Узнав результаты, они могут отдыхать до 4 или 5 января. Всё в конце марта учебный год заканчивается, а с апреля начинается новый.


Система школьного образования


В Японии школа подразделяется на три этапа — начальная, средняя и старшая. С первого и по шестой класс, дети получают начальное образование. По окончании шестилетки, школьники сдают экзамены и пишут тесты. Далее они переходят в среднюю школу, где нумерация опять начинается с первого класса и т. д.


Пока учащиеся получают начальное образование, они даже не получают домашних заданий. Однако, начиная со средней школы, их начинают задавать, а их количество и сложность только нарастает. Сами японцы отмечают, что старшеклассники одни из самых занятых людей в стране.

По сути, обязательными этапами являются только начальное и среднее образование. После их получения, школьники могут начинать работать или идти в армию. Первый вариант предполагает получение временной работы, занимающая только часть времени. Второй вариант даёт определённые преференции: отслуживший человек получает возможность бесплатного поступления в военный вуз.


В целом же абсолютное большинство школьников отправляются в старшую школу. Благодаря этому они получают возможность продолжить своё образование в одном из высших учебных заведений страны. Многие из них выпускают уже полностью готовых специалистов, которые спокойно могут устроиться в одну из корпораций страны и стать частью системы пожизненного найма. То есть устроиться в компанию и работать в ней до пенсии, рассчитывая на соответствующие поощрения. Увольнение при таком варианте найма достаточно редкое явление.


Кстати, пунктуальность и обязательность, свойственная японским гражданам, прививается им ещё со школьной скамьи. Школьникам не рекомендуется опаздывать, а каждый подобный проступок заносится в отдельный журнал. При накоплении определённого количества оных, школьник получает наказание.

Строгая дисциплина не всегда хорошо, например, бывают случаи суицида среди учеников, по причине не успеваемости, плохих оценок или не сдачи экзамена.

Предметы и приучение к труду

На уроках в школе, японские дети получают абсолютно те же знания, что и у нас. Конечно, определённые отличия присутствуют, но они преимущественно незначительные. Есть правда и исключения, перечислим их.

Так рисование в японских школах преподаётся на весьма высоком уровне, подобные требования и учебную программу у нас можно встретить в вузах. Может, поэтому в Японии так распространена Манга (восточная версия комиксов). Музыка тоже в школе даётся не просто для галочки, а весьма серьёзно. Детей учат не просто основам музыкальной грамотности, но и игре на некоторых инструментах. К физкультуре подход столь же серьёзный, преподают её обязательно спортсмены, а не те, кто просто получил соответствующее образование.


Особенно хотелось бы отметить то, как в Японии учат детей на уроках труда и приучают к нему. На занятиях мальчики вполне могут получить знания о готовке и шитье, а девочки, наоборот, ручном труде, например, как приколотить полочку и т. п. А вот работа в саду является обязательно для школьников обоих полов.

Питание в школах Японии — отдельный ритуал. Дети едят в классе, а старосты забирают еду из столовой на специальных подносах.
После обеда все самостоятельно убирают еду и….чистят зубы! Меню не самое вкусное, но очень полезное. Практически постоянно в рационе присутствует молоко. А среди овощей и фруктов частенько присутствуют продукты, выращенные детьми средней или старшей школы. Учителя едят вместе с детьми.

Удивительно, но в японских школах отсутствуют уборщицы. Классы, коридоры и даже туалеты с пришкольной территорией, приводят в порядок сами школьники. Работа распределяется по графику, и каждый школьник поучаствует в общественно полезном труде.

Уровень жизни, как и уровень образования в Японии находится на высочайшем уровне. Мы многое оттуда можем подчеркнуть и взять на вооружение. Школа должна стать той средой, в которой хочется остаться после основных занятий. Дополнительное образование должно быть более открытым и увлекательным. Ребенок не должен чувствовать себя чужим, а учитель должен быть мудрым другом-наставником.  

Мои статьи

Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

«Ясно», «понятно» и «бывает»

«Ясно», «понятно» и «бывает» — дежурные слова… Они очень часто встречаются в переписке в соцсетях. Чем же они...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Всё ли вы знаете о роли компьютера?..

В современном обществе сложился стереотип, что компьютерные игры являются ключевым фактором детской, подростковой...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Внезапного мусора вам в ленту. 🚯 🤯

Вот такую картину я увидел приехав в очередной раз на свой любимый пляж 🏖. Есть одна любопытная теория ☝🏻
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Нищета, бедность — это не просто слова, это бич современного общества.

Нищета, бедность — это не просто слова, это бич современного Российского общества. Но, что если я вам скажу, что...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Люди противоречивые отрицатели

Люди противоречивые отрицатели, можно ли с ними жить и общаться, если они не понимают твою реальность? 🤔 На практике,...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

«Про историю, которую никто не знает.»

История — один из обязательных предметов в любом учебном заведении. В школе на ее изучение отводится около шести лет,...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Боимся ли мы взрослеть?

Как же хочется прожить так, чтобы ничто не принимать всерьез и не взрослеть, ведь оставаться ребенком более просто...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Храните книги в своем сердце, а не в шкафах… Книга — это атавизм

Мы с самого раннего детства привыкли воспринимать книгу как учителя, наставника или хорошего друга. Наши предки...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Исследователи шараповских карьеров

На днях мы с сестрой снарядились всем самым необходимым (телефонами), взяли ноги в руки и поперлись исследовать...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Надо — это всегда чье-то Хочу…

Мы принимаем решения, исходя из «Хочу» и «Надо». Хочу — это приятно, с удовольствием ❤. А надо — что-то обязательное,...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Сижу я тут, жарю маршмеллоу, как заправский американец, пасу коз 🐐

Сижу я тут, жарю маршмеллоу, как заправский американец, пасу коз 🐐, смотрю на костер 🔥, созерцаю великие фрактальные...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Зачем люди лезут в чужую жизнь?

Многие люди пытаются влиять на чужие жизни, пуская сплетни и давая советы, втайне обсуждая чьи-то недостатки и давая...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

Почему хочется ото всех «закрыться»?

Почему хочется ото всех «закрыться», сбежать, обо всем забыть и бросить все дела?
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК СИЛЫ

Тема, которая касается каждого: СОН Друзья, сегодня прекрасная и важная тема, которая касается каждого, а именно —...
Японские особенности образования. Практикующий психолог в Москве. Виктор Вольтер

ПРИЛИЧНО НЕПРИЛИЧНО ЛИЧНОМЛИЧНОМ

Друзья, сегодня максимально закрытая тема, которую считается непринято обсуждать. Тема, которая уходит корнями...