В наше время мало кто решается заявить о бесполезности истории. С малых лет мы подвержены влиянию чужих мнений, объясняющих необходимость изучения этого предмета. Люди приводят огромное количество доводов в пользу изучения прошлого, но почему-то никто не говорит об истории как о науке, меняющей сознание людей в любом удобном для государства направлении. «Историю пишут победители,» — именно так говорил один из предшественников Гитлера. Сегодня мы изучаем события, произошедшие в прошлом, с помощью источников, написанных обычными людьми. Откуда нам знать, насколько они близки к действительности? Любому человеку, обладающему критическим мышлением, понятно, что интерпретацию событий, описанных в подобных трудах, очень легко подделать. Это происходит как с определенным умыслом, так и в случайном порядке, ведь люди склонны рассматривать любые события через призму собственных идей и убеждений. Таким образом, мы принимаем на веру любые «исторические факты», которые на деле могут являться лишь игрой воображения человека, написавшего их. В фильме «Доживем до понедельника» учитель истории заглядывает в новый учебник по своему предмету и настолько ужасается переписанным заново событиям, что принимает решение уйти хотя бы в отпуск, он не желает врать своим ученикам.
Один из самых распространенных доводов, которые приводят приверженцы изучения истории, — это человеческая способность обучаться на чужих ошибках. Но разве политики, да и вообще все люди на свете, не продолжают совершать те же самые ошибки? Несмотря на то, что незнание истории считается в наше время моветоном, люди по-прежнему убивают, крадут и воюют. Несомненно, для многих людей чтение исторических исследований представляет большой интерес, но оно никак не помогает избежать повторения одних и тех же ошибок. Человек может избежать встречи с метафорическими граблями, только получив соответствующий опыт, а не просто прочитав про него в книге.
Сейчас многие говорят об истории как об определенном способе пропаганды. И это действительно один из самых совершенных методов! Если сравнить учебники, по которым обучаются поколения школьников разных стран, мы увидим огромное количество различий. Один из самых ярких примеров — вечный спор о стране-победителе во Второй мировой войне. Как можно говорить об истории как о науке, если люди не могут сойтись во мнении по поводу одного из самых глобальных и известных мировых событий.
Еще один пример — отсутствие преподавания в современных российских школах мировой истории. Конечно, многие возразят, что школьники сейчас изучают два предмета — всеобщую историю и историю родной страны. Но на деле бо́льшая часть программы отводится именно истории России, что приводит к появлению националистов, считающих остальные народы ниже своего.
Эта статья написана не с целью запретить историю как школьный предмет. История — действительно интересный объект изучения, который привлекает внимание совершенно разных людей. Но самым важным в любом образовании остается формирование критического мышления. Нельзя слепо принимать на веру написанное в учебниках, ведь многие параграфы включены в учебник лишь с целью пропаганды тех ценностей, которые были актуальны в момент их написания. Воссоздавая картины событий, произошедших в прошлом, очень легко приукрасить события в угоду собственным идеалам. Поэтому самое главное в обучении школьников — научить их критически относиться к любой информации, а не заучивать бесполезные даты и имена.