Известный исследователь конформизма, психолог Соломон Аш провел один невероятно простой, но весьма эффективный эксперимент, прославивший его среди психологов, изучающих социальное поведение человека.
Было создано несколько групп для изучения поведения, однако лишь один участник в каждой из них не был подставным, остальные несколько человек были заранее проинструктированы и большинство, согласно сценарию, выбирали неверные варианты.
Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемому показывали фотографии с изображениями линий разной длины и предлагали выбрать самую длинную.
Никакого подвоха в фотографиях не было, так же и разность длин линий не вызывала сомнений, однако участник предпочитал неверный вариант, который уже выбрало большинство людей в его группе. В результате опроса большинство настоящих подопытных согласилось с наиболее популярным неправильным ответом, игнорируя правду.
Пионерское исследование Аша показало, насколько личная правота незначительна для индивидуума, если она способна отдалить его от социальной группы. Зачастую индивидуум не способен отстаивать правду и покорно идет за большинством.